Санитарный надзор

Обязательный к представлению перечень документов необходимой оценки соответствия объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации

Нормативно-правовые акты, являющиеся основанием для осуществления надзорных мероприятий отделом санитарно-эпидемиологоческого надзора Управления государственного строительного надзора.

Головным актом в законодательстве о градостроительной деятельности является Градостроительный Кодекс РФ.

Согласно статьи 3 Градостроительного Кодекса РФ: федеральные законы, законы субъектов РФ и принимаемые в соответствии с ними правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу.

Согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлен запрет на осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.

В целях приведения законодательства в соответствие с Градостроительным кодексом РФ и устранения лишних административных барьеров при строительстве был принят Федеральный закон от 18 декабря 2006г. №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом следует отметить, что Федеральный закон №232-ФЗ не исключает и не отменяет целевые виды надзора (экологический, санитарно-эпидемиологический и др.) при строительстве. Все виды надзора сохраняются, но проводятся в рамках единого государственного строительного надзора.

Федеральным законом №232 — ФЗ внесены изменения в Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так пункт 2 статьи 44 был дополнен абзацем: «Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ Постановлением №54 Правительства РФ 01.02.2006г. утверждено «Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ».

Последние изменения в указанное Постановление внесены 10.03.2009г. (Постановление Правительства РФ №204).

Пункт 5 Постановления №54 дополнен абзацем следующего содержания:

«Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, государственный контроль в области охраны окружающей среды».

Правительство Свердловской области Постановлением от 30 марта 2007г. №263-ПП утвердило Положение «Об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области».

В структуре Управления государственного строительного надзора организован отдел санитарно-эпидемиологического надзора.

В настоящее время соблюдение требований и норм по вопросам санитарно — эпидемиологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется специалистами вышеназванного отдела Управления строительного надзора.

1 июля 2003г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

В настоящее время осуществляется коренная реформа всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия.

В соответствии с указанным законом под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, федеральным законом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии со ст.46 Федерального закона «О техническом регулировании» в настоящее время и до 1 июля 2010 г., на время «переходного периода» действуют обязательные требования к продукции и процессам, установленные в нормативных правовых актах Российской федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти.

Указанные требования подлежат обязательному исполнению в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с изменением от 10.03.2009г. пункт 4 Постановления Правительства №54 имеет следующее содержание»:

«В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее — нормы и правила)."

Полезная информация для лиц,осуществляющих строительство

Перемещение грунтов при строительстве.

Строительство новых объектов оказывает комплексное воздействие на состав и режим функционирования почв и грунтов на территориях, отведенных под строительство. Качество почвы является одним из показателей уровня экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности территории.

В зависимости от выявленных загрязнений в проектной документации объекта в разделе инженерных изысканий разрабатывается ряд мероприятий по приведению в соответствие качества почвы. Результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчета, и в обязательном порядке проходит государственную экспертизу.

Основные требования к качественному составу почвы изложены в СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв». Данные санитарные правила в зависимости от категории загрязнения предписывают и дальнейшее использование грунтов.

На стадии земляных работ происходит перемешивание грунта, смешивание с вновь завозимым. При выявленных загрязнениях на этой стадии очень важно уточнить характер, глубину и распространенность загрязнения.

Перемещение грунтов как загрязненных, так и чистых должно осуществляться в соответствии с разработанными генпланом благоустройства с планом и балансом земляных масс, проектом организации строительства. В данных разделах подробно рассчитываются объемы грунта, вывозимого или завозимого на строительную площадку.

Вывозимый грунт может быть как загрязненным, так и незагрязненным. Категория загрязнения грунта определяется по классификации СанПиН 2.1.7.1287-03.

Так, весь грунт с категорией загрязнения «чрезвычайно-опасная» подлежит вывозу и захоронению на полигон Твердых бытовых отходов или рекультивируемые карьеры. У владельцев полигонов должна быть лицензия на данный вид деятельности (обращение с отходами). Подтверждение качества рекультивации на участках законченных строительством проводится при завершении рекультивации и вывозе загрязненного грунта.

Излишний грунт с категориями загрязнения «опасная», «допустимая», «чистая» могут быть использованы по ситуации.

Для категории загрязнения «опасная» возможна отсыпка до отметки -0,5м с дальнейшей изоляцией поверхности чистым грунтом.

Для категории «допустимая» возможно использование без ограничений, кроме использования на строительстве детских садов, школ и лечебных учреждений.

Для категории загрязнения «чистая»- использование без ограничений.

Хочется обратить Ваше внимание на то, что отбор проб грунта осуществляется организацией с допуском СРО на инженерные изыскания.